Образовательная политика
Ключевыми целями образовательной политики университета являются привлечение мотивированных студентов из России и из-за рубежа, выстраивание междисциплинарного образовательного пространства, создание возможности для студентов получить востребованные навыки профессий будущего участвуя в реальных проектах с партнерами вуза и отраслевыми министерствами. МГТУ ставит перед собой задачи:
– трансформировать образовательную модель;
– обновить образовательные треки;
– расширить набор студентов с фокусом на STEAM-направления;
– привлекать в университет талантливую молодёжь.
Развитие комплексной работы со школьниками, привлечение талантливых абитуриентов, реализация профориентационной деятельности. В университете функционирует Малая технологическая академия школьников Адыгеи как инструмент ранней профессиональной ориентации и селекции абитуриентов, которая развивает республиканскую сеть профильных классов, широкое олимпиадное и конкурсное движение, систему просветительских мероприятий и содействует созданию условий для того, чтобы талантливые и высокомотивированные выпускники связывали свое будущее с регионом и вузом.
В рамках развития системы профориентации, нацеленной на максимальный охват заинтересованной аудитории и обеспечение наилучшего сопровождения талантливых и мотивированных на учебу детей, предусмотрен ряд мероприятий, отраженных в приложении № 2.
Реализация новых гибких и открытых моделей образования, опирающихся на возможности цифровых технологий. Достижение целей образовательной политики МГТУ предполагает дальнейшую трансформацию существующей модели образования с опорой на сильные стороны университета. МГТУ будет развивать модель обучения с фокусом на образование будущего. По всем специальностям предусмотрено освоение надпрофессиональной компетенции –бережливое производство. Навыки в этой области повышают конкурентоспособность выпускников университета.
МГТУ развивается по модели студентоцентричного университета. Вуз непрерывно повышает качество образовательных процессов. Проводит исследования потребностей абитуриентов и работодателей, чтобы максимизировать ценность образования для студентов.
Ключевыми аспектами новой образовательной модели МГТУ являются:
– синергия академичности в связке с инновационностью. Это позволит сохранить фундаментальность образования и работать в тесной связке с индустрией, решать реальные задачи по подготовке кадров и развитию технологий вместе с партнерами, совместно проектировать востребованные образовательные программы;
– цифровизация профессиональной деятельности;
– персонализация обучения. Обучение становится всё более индивидуальным для того, чтобы в каждом раскрыть талант. Образовательная политика делает ставку на необходимости формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) с активным участием студента. Гибкость образовательной траектории будет достигаться, в том числе, благодаря сетевому взаимодействию и развитию цифровых образовательных технологий. Цифровизация обучения позволит обеспечить обучающихся доступом к образовательному контенту вне зависимости от их местонахождения и типа устройства;
– развитие у студентов познавательных компетенций. Университетская система обучения будет настроена на создание такой среды, которая стимулирует к поиску новых знаний и решений, развитию различных компетенций и стремлению к постоянному самосовершенствованию;
– интенсивность и деятельность образовательного процесса. Университетская система обучения продолжит формировать условия для активного вовлечения студентов в реальные проекты во время учебы. По-прежнему останется актуальным междисциплинарный подход, поскольку только так мы можем получить действительно прорывные решения. Кроме того, необходимым является синергия не только между программами, но и университетами в целом. Должна быть возможность и интерес к обмену лучшими практиками и их масштабированию.
Создание новых конкурентоспособных образовательных программ, включая сетевые, в том числе для системы дополнительного профессионального образования, направленных на практическую ориентацию обученияУниверситет придерживается позиции, что образование должно быть предикторским: вуз сможет быть конкурентоспособным только если прогнозирует и оперативно реагирует на будущий спрос на специалистов. Основное направление многих компаний -цифровые технологии и инновации. Они стремятся применить достижения BigData, искусственного интеллекта, машинного обучения в других областях -инженерии, здравоохранении, банковской сфере и др. Специалисты, которые не только разбираются в технологиях, но и понимают, как их можно применить для решения конкретных задач в разных сферах - безусловные лидеры на рынке труда.
В МГТУ уже начат процесс трансформации образовательной модели, где профильная подготовка по всем инженерным, гуманитарным и медицинским специальностям и направлениям подготовки опирается на триединство сфер: проектные навыки, технологическое предпринимательство и цифровизация профессиональной сферы. Это создало предпосылки для перехода на инновационную для вуза образовательную модель STEAM-образования (Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics).
В основе STEAM-образования лежит проектное обучение и интеграция образования в естественных науках, математике и инженерном деле на основе технологий, искусства и творчества в широком смысле — развитие творческого восприятия, моделирование, проектирование, промышленный дизайн.
В предстоящем периоде времени в рамках образовательной модели STEAM планируются к открытию новые специальности/направления подготовки бакалавриата, магистратуры, специалитета: интеллектуальные транспортные системы; нефтегазовый инжиниринг; искусственный интеллект и большие данные; искусственный интеллект в финансово-экономических системах; инжиниринг электроэнергетических систем; логистика нефтегазового комплекса и транспортных систем; медицинская кибернетика; цифровые агротехнологии; органическое животноводство; цифровой юрист; цифровое право; информационное моделирование в строительстве и городском хозяйстве.
Развитие проектной, в том числе научно-исследовательской работы обучающихся образовательной организации как одного из основных элементов образовательного процесса. В настоящее время работодатели ожидают от выпускников образовательных организаций высшего образования гибкости и умения быстро встраиваться в командные проекты.
С 2017 года в университете активно начат процесс проектного обучения. В учебные планы практически всех образовательных программ введен курс проектный практикум с 4 семестра до выпускного курса. С участием работодателей постоянно обновляется пул проектов и формируются мультипрофильные команды для их реализации. Логическим продолжением проектного практикума является выполнение проектов в формате «Стартап как диплом» и далее открытие стартапов. В настоящее время ежегодно защищается порядка 34 дипломов в формате стартапа. По итогам 2022 года 6 стартапов выиграли Конкурс «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Выигран грант на 7 100 000 (семь миллионов сто тысяч рублей). В рамках Акселератора «Инновектор» прокачано 58 стартап-проектов по компетенциям «Киберпространство 2035», «XR-технологии», «Искусственный интеллект на службе...», «Современные агротехнологии», «Биотехнологии в действии», «Современные и перспективные технологии пищевых производств».
В МГТУ сформировались команды наставников, трекеров и экспертов из числа преподавателей вуза и представителей работодателей, которые сопровождают инновационно-проектное обучение.
В рамках проектного обучения 2.0 МГТУ усилит интеграцию с креативной и цифровой индустриями, промышленностью для совместной разработки содержания программ и проектов, предоставления студентам возможностей для стажировки и создания «стартапа как диплома» для конкретного работодателя.
Отличительной особенностью Проектного обучения 2.0 станет междисциплинарность, развитие различных направлений проектов и интеграция этих направлений между собой:
– инженерные проекты — разработка инженерных прототипов для решения задач конкретного заказчика, в том числе, компании, отрасли промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы;
– предпринимательские проекты — решение задач бизнеса и развитие стартапов в рамках Акселераторов, созданных стартап-студий при поддержке наставников ролевых моделей предпринимательства в России;
– социально-гуманитарные проекты — участие студентов и волонтеров в реализации социально значимых для РА и Российской Федерации мероприятиях;
– творческие проекты — разработка решений для креативной экономики;
– университет обеспечит совместную работу студентов гуманитарных, ИТ и инженерных специальностей в каждом проекте, а также обеспечит 100 % студентов сквозными цифровыми компетенциями и навыками для креативных секторов экономики через развитие гибких образовательных траекторий;
– с 2017 года МГТУ активно развивает практики WorldSkills. Ежегодно проводятся открытые вузовские чемпионаты; студенты университета становились призерами национальных чемпионатов WorldSkills. В настоящее время студентка МГТУ входит в состав национальной сборной по компетенции «Флористика». В рамках движения Профессионалитет будет продолжена работа по включению новых компетенций с целью усиления практикоориентированности в процессе обучения.
Важной задачей модернизации образовательной деятельности МГТУ останется расширение спектра направлений и форм реализации электронного обучения, ducmamfuoHHbix образовательных технологий, реализация образовательных программ, полностью и/или частично осуществляемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (иноязычных и русскоязычных).
Университет обладает необходимым материально-техническим обеспечением для развития гибких образовательных траекторий и обучения студентов цифровым компетенциям. В рамках STEAM-образования студенты смогут выбирать до 30 % курсов и формировать собственную образовательную траекторию. МГТУ расширит форматы получения цифровых и ИТ-навыков при участии компаний цифровой экономики. Студентам будут доступны лекции от лидеров цифровой экономики России. Совместно с партнерами университет будет выступать организатором олимпиад и хакатонов.
К 2030 году студентам будет доступен выбор между онлайн- и офлайнзанятиями. Повышение эффективности реализации образовательных программ осуществляется на основе внедрения инновационных методов и технологий педагогического дизайна, в том числе с использованием искусственного интеллекта, технологий дополненной и виртуальной реальности, симуляторов, интеллектуальных тренажеров и пр.
Будет продолжена практика реализации образовательных программ, полностью или частично осуществляемых на иностранном языке; расширена практика индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся образовательной организации.
Актуальным трендом для МГТУ станет персонализация обучения. Будет реализована возможность формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) с активным участием студента. Такой подход к обучению позволяет получить не только основную специальность, но и компетенции в других смежных областях. Для развития STEAM-образования университет обеспечит всех студентов возможностью управлять собственной образовательной траекторией. МГТУ расширит количество курсов по выбору (элективов) и майноров, предоставит студентам больше возможностей для прохождения мастер-классов. Свобода в выборе ряда предметов развивает осознанность, умение ориентироваться в большом информационном потоке, анализировать, какие знания актуальны здесь и сейчас, и адаптироваться к изменениям в профессии, которые могут произойти за время обучения. В цифровую эпоху все эти качества особо ценятся работодателями.
Важной задачей образовательной политики станет внедрение ассистивных технологий в реализацию образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования, разработка и реализация инклюзивных программ; дальнейшее развитие тьюторской службы в университете. В МГТУ создана доступная среда для инвалидов и лиц с ОВЗ, которая ежегодно обновляется исходя из нозологий и современных технических средств. В университете на протяжении последних десяти лет действует институт тьютеров для лиц с ОВЗ. С целью объединения усилий по учебно-методическому и организационно-техническому сопровождению обучения данной категории студентов планируется создание Центра ассистивных технологий.
Поддержка мер, направленных на развитие академической мобильности обучающихся образовательной организации. Приоритетной задачей университета является расширение образовательных возможностей для студентов через программы академической мобильности с целью расширения кругозора студентов, построения новых связей, получения дополнительных знаний и навыков, построения индивидуальной образовательной траектории, получения опыта и пр. Университет планирует принять программу внутрироссийской академической мобильности с профильными образовательными организациями высшего образования.
Важным направлением образовательной политики станет развитие кооперации с университетами «Приоритет-2030» и ведущими научными организациями с целью формирования партнёрств и реализации совместных проектов: программы мобильности студентов и ППС, внедрения сетевых форматов обучения для улучшения качества образования, поддержки и расширения академической мобильности, реализации научных идей, продвижения проектов и технологий.