Приемы мнемотехники: как запоминать быстро и качественно?
Существуют различные техники запоминания. Чтобы понять, какой метод запоминания подходит лично вам, примерьте на себя описанное ниже. Какой способ кажется самым близким?
1.Интервальное повторение
Чем больше мы что-то повторяем, тем выше вероятность запомнить информацию целиком и надолго. Но, как мы уже знаем, просто зазубривать материал — не работает. Нужна специальная формула. Для развития памяти психологи рекомендуют брать большой материал, регулярно перечитывать его и пробовать рассказать частями или полностью.
I. Первый день: повторить весь текст.
II. Через 3 дня: повторить только ключевые моменты — самое важное, тезисы, сложные абзацы.
III. Через 6 дней: повторить весь материал, но в другом порядке — разделите текст на части и комбинируйте.
IV. Через две недели/месяц снова повторяйте от начала до конца.
2.Мнемонические техники
Метод Цицерона
Информация — как цепочка образов. Это удобно, если вам часто приходится запоминать тексты лекций или много графиков, чисел, доклады с большим количеством информации за короткое время.
I. Выберите понятный пространственный ориентир: квартира или комната.
II. Представьте, как вы обходите её: например, комнату — от левого ближнего угла, вдоль по стене, к левому дальнему, снова по стене… Подумайте, как вам удобнее — по часовой стрелке или против?
III. Какие предметы встречаются вам по пути? Подставляем к каждому из них — фразу или небольшую часть текста. Так, мысленно подходя к очередной детали интерьера или предмету мебели, вы постепенно соберёте весь материал.
IV. Обязательно повторите несколько раз, чтобы прочно закрепить фразы и предметы.
Повторите несколько раз.
Смысловой рисунок
Для тех, кому близок визуальный способ восприятия. Будем активно подключать зрительную память. Подойдет для запоминания стихотворений, последовательности действий, списков.
На листке бумаге создаётся «каркас» материала: записываем слева направо «знаки», каждый из которых соответсвует определенным словам или фразам.
Эти символы должны быть ассоциативными — первыми пришедшими в голову: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» —> схематичный рисунок комнаты, окна на улицу, знака STOP.
Каждая строка (или набор строк) также имеет свой символ — он соответствует определенной части текста.
Закончив рисунки, попробуйте «прочитать» новый, визуальный текст. Отметьте, где не хватает подробностей, повторите.
3. Смена обстановки
Вы замечали, что некоторые места (квартира детства, определенный двор, магазин) порой вызывают в памяти живые воспоминания? Не дежавю, но похоже. Память цепляется за пространство, контекст, звуки. Это может быть полезно, когда надо запомнить большой объем текста. Разделите материал на смысловые блоки. Каждый раздел отправляйтесь учить в новое место, в новой одежде. Запишите, какое место какому отрывку соответствует, а затем попробуйте воспроизвести дома текст, используя «маршрут».
4.Как быстро и качественно запомнить текст.
-выделяйте маркером важные места.
-переписывайте текст от руки.
-дробите его на части.
-связывайте определенные блоки с определенными эмоциями (за счет музыки), с ощущениями (например, держите в руках массажный мяч), с движением (ходите/сидите).
-записывайте себя на диктофон.
-четко понимайте, о чем рассказываете.
-запоминайте интервально: прочитали — повторили через 20 минут — через час — через 4 часа.
-визуализируйте: рисуйте схемы, символы, пометки от руки.
-применяйте ассоциативный подход.