Инновационный образовательный проект
1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя.
Инновационные образовательные технологии развития бережливых компетенций современного инженера («LeanSkills.Lab»).
2. Направление инновационной деятельности, определенное пунктом 1.2. документацией о сборе заявок на получение статуса ФИП и соответствующее пункту 5 порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, утвержденного Приказом № 21н. Тематика ИОП, определенная организацией-соискателем.
Разработка, апробация и внедрение методик подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников, руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий.
Инженерное образование.
3. Цель инновационного образовательного проекта.
Создать готовый к тиражированию образец системы развития компетенций специалистов, позволяющих эффективно применять в сфере профессиональной инженерной деятельности философию, принципы и инструментарий бережливого производства.
4. Задачи инновационного образовательного проекта.
- разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ, ориентированного на развитие компетенций в сфере бережливого производства у студентов и работающих граждан;
- совершенствование и развитие системы учебно-методического обеспечения, включая сегмент, ориентированный на использование электронного и дистанционного обучения;
- совершенствование институциональных условий функционирования системы подготовки специалистов с компетенциями в сфере бережливых технологий;
- укрепление материально-технической базы обучающего центра МГТУ как основного элемента системы развития бережливых компетенций современного инженера;
- организация работы системы информационной поддержки реализации проекта;
- организация взаимодействия с предприятиями и организациями-партнерами – носителями передовых практик применения бережливого производства, участниками и соисполнителями проекта. Майкопский государственный технологический университет в рамках реализации программ дополнительного образования имеет опыт совместной работы с ведущими российскими предприятиями и организациями: АО «Чепецкий механический завод», входящий в структуру топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом» (г. Глазов), учебный центр «Лаборатория процессов» Концерна «Калашников» (г. Ижевск), Кировский государственный медицинский университет Минздрава РФ (г. Киров);
- реализация образовательных программ, включающая обучение в течение срока выполнения проекта не менее 2000 представителей ВУЗов, организаций-партнеров;
- организация и участие в мероприятиях по обмену опытом по тематике проекта;
- организация мониторинга результативности проекта.
5. Основная идея инновационного образовательного проекта.
Проект направлен на создание на базе образовательной организации системы развития компетенций в сфере бережливого производства у лиц, настоящая или будущая профессиональная деятельность которых связана с организацией производства, техникой и технологиями. Создание такой системы предполагает совершенствование организационно-нормативного обеспечения и материально-технической базы, разработку, апробацию и внедрение специальных образовательных программ и модулей.
Идея реализации проекта состоит в создании комплекса материалов организационно-нормативного и учебно-методического характера, включающего материалы и кейсы в электронном виде, который может быть воспроизведен в условиях других образовательных организаций в различных регионах России, внедряющих технологии бережливого производства в рамках реализации нацпроектов «Наука», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», реализуемого при поддержке Госкорпорации «Росатом» проекта «Эффективный регион».
Содержание, форма и методы реализации образовательных программ представляют собой результат балансирования вдоль осей «очное – дистанционное», «базовое – вариативное», «массовое – индивидуальное». Базовым при организации обучения является один из принципов бережливого производства – «вытягивание», ориентация на запрос клиента. Другим важным аспектом является высокая практико-ориентированность.
Обязательным элементом образовательной программы является наличие модуля «фабрика процессов» как эффективной инновационной формы освоения философии бережливого производства, актуализации его системы ценностей в структуре ценностных ориентаций личности обучающегося.
Образовательная траектория каждого обучающегося формируется из обязательной части (фабрика процессов) и вариативной, формируемой в результате выбора набора модулей и кейсов из предлагаемого множества, решения индивидуальных задач из сферы деятельности обучающегося.
6. Период реализации инновационного образовательного проекта.
Старт 2021-01-01. Продолжительность 5 лет.
7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:
- основание выбора тематики:
Современная Россия переживает период, обладающий рядом особенностей: это и внешние вызовы – изменения в геополитической сфере, санкции, пандемия и целый ряд внутренних факторов, во многом определяющих качество жизни общества сегодня, в ближайшей перспективе и далеком будущем – демографическая ситуация с неблагоприятной для экономики возрастной структурой, изменения в системе целеориентирования, что нашло отражение в системе нацпроектов, активная цифровизация и роботизация технологических процессов и многое другое. Эта ситуация для системы высшего образования усложняется еще и тем, что ВУЗы в своей деятельности должны учитывать не только текущие условия, но и будущие состояния многих сфер своих интересов: образовательное пространство как российское, так и международное, рынок труда, уровень развития производства, технологии, инновации и многое другое. Указанные причины заставляют ВУЗы искать новые пути рационализации своей деятельности, адекватные по скорости и направлению мер реагирования на изменения ситуации во внешней среде и внутренних процессах. Ряд ВУЗов видят решение этой задачи в применении философии, принципов и инструментов бережливого производства.
Бережливое производство как управленческий подход вобрал в себя все лучшее, что есть в современной практике управления, во многом опираясь на два основания – процессный и системный подходы. В настоящее время бережливое производство – это стройная система взглядов, которую можно представить в виде четырех уровней: философия, ценности, принципы, инструменты. Широкое внедрение бережливого производства позволяет улучшить процессы, сконцентрировать усилия на создании ценности для потребителя, сократить потери времени и ресурсов всех видов. Возможность таких позитивных изменений доказана деятельностью ряда российских университетов, принявших идеологию бережливого производства за основу организации своей деятельности – «бережливых ВУЗов». Первым таким ВУЗом стал Майкопский государственный технологический университет. В настоящее время опыт применения бережливых технологий в образовательных организациях собирается и обобщается в рамках созданной в 2018 году Ассоциации бережливых ВУЗов. Вместе с тем, для эффективного тиражирования лучших практик и выработанных образцов применения философии, принципов и инструментов бережливого производства необходима реализация ряда мероприятий:
- создание системы информационной поддержки процессов внедрения бережливого производства в работу высших учебных заведений с широким охватом всех заинтересованных сторон и возможностью обсуждений и обмена опытом;
- формирование на базе ВУЗов организационной основы внедрения бережливого производства: обучающие центры, системы управления бережливыми проектами и др.;
- бережливое производство – подход, хорошо зарекомендовавший себя в производственной сфере и в основном среди крупных предприятий и организаций. В образовательной среде есть свои нюансы работы, учет которых должен проводиться на основе адаптации, переосмысления отдельных положений бережливого производства. Эта задача по совокупности своих свойств близка к научным исследованиям, проведение которых также может представлять собой ориентир для высших учебных заведений.
Во всех перечисленных мероприятиях главную роль должен играть человек, глубоко владеющий знаниями бережливого производства и навыками их применения в различных областях: производстве, управлении, здравоохранении, образовании, социальной сфере. Кроме того, эффективное распространение бережливых компетенций предполагает владение современными образовательными технологиями, методиками и педагогическими приемами. В настоящее время мировая и российская практика обучения бережливому производству выработала специальную форму, получившую название «Фабрика процессов», главная идея которой – погружение обучающихся в специальные условия, близкие к реальным, в которых им предлагается решить типичные для бережливого производства задачи: определение системы ценностей для потребителя, сокращение потерь, улучшение процессов работы предприятия, организации.
- новизна, инновационность предлагаемых решений:
Среди известных подходов к реализации концепции бережливого производства на предприятии можно выделить два наиболее общих:
- от реализации отдельных конкретных проектов к построению общей системы управления, основанной на lean-технологиях (алгоритм внедрения бережливого производства по Джеймсу Вумеку - снизу-вверх, от частного к общему);
- от определения стратегического видения будущего компании через аудит всех бизнес-процессов к их реинжинирингу (алгоритм внедрения по Деннису Хоббсу, сверху - вниз, от общего к частному).
Оба подхода имеют общие элементы: активизацию творческого потенциала работников предприятия через обучение философии, ценностям и инструментам бережливого производства или иным способом, выделение, визуализацию и анализ отдельных бизнес-процессов.
Однако оба подхода не обладают потенциалом тиражирования, могут применяться на практике лишь после значительной индивидуализации и адаптации к условиям конкретных производств. Кроме того, указанные подходы обладают высокой трудоемкостью, что делает возможным их применение в значительной мере в условиях крупных компаний. В отличие от указанных, предлагаемый в проекте подход ориентирован на применение в среде предприятий малых и средних организационных форм и реализуется в виде двух составляющих, отличающихся степенью локализации - общая часть, не зависящая от отраслевой принадлежности предприятия, сферы его деятельности и пр. и частная, учитывающая особенности конкретного предприятия (организации).
8. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.
Практическое использование результатов проекта возможно по двум главным направлениям:
- Создание с использованием разработанных в рамках проекта материалов системы развития компетенций в сфере бережливого производства, аналогичных по структуре и функциональным возможностям. Такие системы могут создаваться на базе образовательных организаций системы высшего и дополнительного образования.
- Непосредственно обучение по инновационным образовательным программам и технологиям, обеспечивающим высокое качество освоения бережливых компетенций. Заинтересованными в таком обучении могут стать организации и предприятия, внедряющие технологии бережливого производства, регионы реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», проекта «Эффективный регион».