Кафедра русского языка как иностранного

Зав. кафедрой, кандидат филологических наук, доцент – Аутлева Фатима Аминовна. Фатима Аминовна является автором более 25 научных и научно-методических работ по кафедре русского языка как иностранного, ряд которых опубликован в зарубежных изданиях. Сферой научных интересов Аутлевой Ф.А. является изучение фольклорно-эпического сознания в художественном осмыслении современных нравственно-философских проблем. 
 
Фатима Аминовна ведет свои занятия на высоком научно-теоретическом и методическом уровне. Аутлева Ф.А. имеет большой опыт учебно-методической, научной и воспитательной работы.

 

  • Кафедра русского языка как иностранного образована в 2009 году.

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу по следующим направлениям:

·         повышение эффективности довузовской подготовки;

·         освоение новых педагогических технологий;

·         формирование толерантного социокультурного пространства;

·         адаптация иностранных студентов к культурно-образовательной среде;

·         учебно-исследовательская деятельность иностранных студентов;

·         лингвокультурологические аспекты в преподавании русского языка как иностранного;

·         проблемы физиологической и дидактической адаптации;

·         дифференцированный подход в обучении;

·         обобщение опыта преподавания русского языка и профильных дисциплин;

·         выработка рекомендаций по совершенствованию учебного процесса;

·         исследование проблем повышения эффективности довузовской подготовки иностранных граждан;

·         разработка новых технологий обучения иностранных студентов русскому языку и профильным дисциплинам;

·         изучение проблем взаимодействия преподавателей ФМО в методическом обеспечении проведения занятий по научному стилю речи;

·         разработка научно обоснованных рекомендаций по составлению учебных пособий по РКИ и профильным дисциплинам.

Тема научно-исследовательской работы кафедры РКИ – «Вербально-кодовая система обучения иностранных учащихся и вопросы адаптации в неродной социокультурной среде».

Область научных интересов преподавателей факультета достаточно широка: 

  • народноэпическое сознание в философской прозе на стыке русской и кавказских литератур (Аутлева Ф.А.);
  • лингвокультурное адаптирование студентов-иностранцев на уроках русского языка как иностранного (продвинутый этап) на примере стереотипа «врач/медик» (Болокова Н.К.);
  • художественное осмысление нравственно-философских проблемв современной адыгейской поэзии (Коблева З.А.);
  • пропедевтическая работа над сложным предложением при обучении иностранных студентов на продвинутом этапе (коммуникации) (Кодзаева О.С.);
  • особенности формирования толерантности и межэтнических взаимоотношений в студенческой среде (Пафова Ф.А.).

 

Подготовительное отделение – это первый этап университетской жизни студента-иностранца. Кафедра русского языка как иностранного обеспечивает обучение иностранных студентов русскому языку по программам довузовской подготовки и продвинутого уровня студентов 1-2 курсов МГТУ. В процессе изучения русского языка иностранные студенты получают первые представления о культурных и научных достижениях России, развивают познавательную активность, формируют лингвокультурологическую компетентность и осваивают профессиональный язык выбранного профиля подготовки.

В ходе обучения слушатели подготовительного отделения факультета международного образования обязаны реализовать следующие интенции:

·                    вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять; привлекать внимание, просить повторить, переспрашивать, напоминать, завершать беседу;

·                    запрашивать и передавать информацию: задавать вопросы или сообщать о факте или событии, лице, предмете, количестве, качестве, принадлежности предметов, о действии, времени, месте, причине и цели действия или события;

·                    выражать намерение, желание, просьбу, требование, пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие, несогласие, отказ, разрешение, запрещение, обращение, неуверенность, сомнение;

·                    выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию, поступку, выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие, сожаление.

Иностранный студент, завершивший обучение по образовательной программе предвузовской подготовки по русскому языку, должен быть способен продолжать обучение на русском языке в вузах Российской Федерации, то есть:

·                    владеть русским языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке и необходимом для общения в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах;

·                    владеть системой предметных знаний, необходимых для продолжения образования в российском вузе;

·                    быть психологически готовым к учебной деятельности в условиях новой для него социально-культурной среды.

Учебный процесс на кафедре осуществляют высококвалифицированные преподаватели.

С 2010 г. кафедра проводит ежегодную международную научно-практическую конференцию «Языковая политика России на современном этапе. Состояние исчезающих языков малочисленных народов». Также в рамках ежегодных научно-практических конференций МГТУ проводятся круглые столы по инициативной теме кафедры РКИ, по разделам «Новые направления в лингвистике», «Теории межкультурной коммуникации, психолингвистике, лингводидактике, методике преподавания русского языка как иностранного» и по теме «История языка и межкультурная коммуникация – история народа»; литературные чтения «Знакомство с русской поэзией»; олимпиады по русскому языку и страноведению среди студентов-иностранцев.

 

  

Пафова Фатима Абрековна, декан факультета международного образования, кандидат филологических наук, доцент. Автор более 20 научных работ.

Коблева Зурет Асланчериевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, автор 35 научных работ.

Кодзаева Олеся Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, автор более 20 научных работ.

Болокова Нуриет Кадырбечевна, кандидат филологических наук, доцент

 

  • КАФЕДРА  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

 

Заведующий кафедрой

Шадже Зариет Мухамчериевна,доцент, кандидат филологических наук,

автор более 100  научных  и учебно - методических публикаций.

 

История становления и развития кафедры

Кафедра иностранных языков была создана 21.06.1997 года (Приказ №429); с 01. 02. 2000 года она вошла как структурное подразделение в инженерно - экономический факультет; с 15.03.2001 года преобразована из кафедры иностранных языков №2 в кафедру иностранных языков (Приказ №42); 09. 09. 2002 года к кафедре иностранных языков была присоединена кафедра делового иностранного языка (Приказ №176), с 29. 08. 2005 года кафедра вошла в структуру факультета информационных систем в экономике и юриспруденции (Приказ №195); 29. 04. 2009 года к кафедре иностранных языков была присоединена кафедра романо-германских языков (Приказ№125);с 29.08.2014 года кафедра является структурным подразделением факультета международного образования (Приказ №424).

По характеру учебной нагрузки кафедра иностранных языков является межфакультетской кафедрой университета.

Кадровый состав кафедры соответствует требованиям ФГОС к кадровому обеспечению основных образовательных программ. Доля преподавателей, имеющих ученую степень кандидата наук, составляет  100%, ученое звание доцента - 81,8 %.

Учебная работа

Базовое образование научно-педагогических работников кафедры иностранных языков соответствует профилю преподаваемых дисциплин.

Все штатные преподаватели кафедры регулярно проходят курсы повышения квалификации. Три доцента кафедры (Бибикова Э. В., Киселева Е. В., Схаляхова С. Ш.) получили диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Преподаватель латинского языка».

Учебный процесс обеспечивают 11штатных преподавателей: 5 кандидатов филологических наук, 5 кандидатов педагогических наук, 1 кандидат социологических наук по 32 направлениям подготовки бакалавров, 16 направлениям магистратуры, 7 специальностям, а также по 9 направлениямподготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Преподавание ведется по следующим дисциплинам Учебных планов: Иностранный язык, Деловой иностранный язык, Деловой иностранный язык по профилю подготовки, Иностранный язык специальности, Иностранный язык в профессиональной сфере, Профессиональный иностранный язык, Профессионально-ориентированный иностранный язык, Профессиональный язык международного общения, Иностранный язык в сфере юриспруденции, Технический иностранный язык, Английский для IT– специалистов, Иностранный язык (второй), Культура разговорной иноязычной речи, Иностранный язык для инженерного дела, Введение в лингвострановедение для IT-специалистов, Латинский язык, Латинский язык с основами медицинской и фармацевтической терминологии.

Преподаватели кафедры обеспечивают методическую оснащенность по преподаваемым дисциплинам: разрабатывают Рабочие  программы по дисциплинам кафедры, учебные и учебно - методические пособия.

Приоритетной задачей кафедры является выработка единого подхода и оптимальных путей преподавания иностранных языков на неязыковых  факультетах МГТУ и создание условий для формирования у студентов  профессиональных  компетенций.  На кафедре накоплен педагогический опыт по совершенствованию методической работы с учетом основных тенденций развития высшего образования.

Доценты кафедры в совершенстве владеют такими педагогическими технологиями как: развивающее обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, групповая работа, тестовая методика контроля, CLIL- технологии. Активно внедряются в учебный процесс интерактивные формы обучения, технологии дистанционного обучения.

Научная работа

В рамках основных научных направлений вуза кафедрой выполняется комплексная инициативная тема: «Организация профессионально - ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе». Деятельность научно-педагогических работников кафедры в этой области направлена на изучение и внедрение передовых технологийв области педагогики, методики организации профессионально - ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Доценты кафедры выступают с докладами на научных конференциях; по результатам исследований, публикуются статьи, монографии, учебные пособия. Преподавателями кафедры осуществляется руководство научно - исследовательской работой студентов.

Наиболее значимые публикации:

  1. Монография. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в техническом вузе, 2017
  2. Учебноепособие. English for Medical Professionals, 2018
  3. Учебноепособие. Hoticultural and Landscape Design in English, 2018
  4. Учебноепособие. Psychology Applied to Medcine. Coursebook., 2018
  5. Учебноепособие.The Latin Language for Medicine. Coursebook., 2018
  6. Учебное пособие. English for Petroleum Industry Professionals, 2019
  7. Учебноепособие. English for Tourism and Hospitality, 2019
  8. Учебноепособие. Information Security English for Bachelor’s Degree Students, 2019

Проектная работа

Кафедра участвует в реализации пилотного проекта МГТУ по подготовке к обучению иностранных граждан по ООП Лечебное дело. Доцентами кафедры переведены на английский язык лекции по Биологии, Анатомии, Математике, Психологии, Гистологии, Эмбриологии, Цитологии, Химии, Философии и Основам здорового образа жизни.

Материально-техническая база

Материально-техническая база кафедры позволяет активно внедрять инновационные технологии в образовательный процесс.

На базе кафедры функционируют две лаборатории:«Мультимедийная языковая лаборатория инновационных технологий кафедры иностранных языков» и «Многофункциональная языковая лаборатория кафедры иностранных языков».

Работа лабораторий строится на основе:

  • эффективного управления познавательной деятельностью студентов;
  • дифференцированного обучения;
  • поддержания необходимого уровня мотивации;
  • свободного доступа к аутентичным информационным Интернет-ресурсам;
  • групповой деятельности по подготовке совместного речевого продукта (дискуссий, обсуждений, поиска и обработки информации, проектов, презентаций).

Научно-педагогический состав кафедры ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

Шадже Зариет Мухамчериевна

Должность: заведующая кафедрой

Ученая степень: кандидат филологических наук

Ученое звание: доцент

Базалина  Елена Николаевна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат филологических наук

Ученое звание: доцент

Бибикова Эльвира Витальевна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Девтерова Зурета Руслановна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Киселева Елена Владимировна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Схаляхова Саида Шамсудиновна

Должность: доцент кафедры иностранных языков 

Ученая степень: кандидат филологических наук

Ученое звание: доцент

Тлевцежева Мариет Аслановна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат филологических наук

Токтаньязова Аида Эдуардовна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Ученое звание: доцент

Чеучева Тамара Меджидовна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат социологических наук

Ученое звание: доцент

Чистобаева Людмила Владимировна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат филологических наук

Ученое звание: доцент

Шумахова Зарема Нурбиевна

Должность: доцент кафедры иностранных языков

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Похожие новости